Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок "Художник -волшебник"
Структура программы
- Целевой раздел программы. Пояснительная записка.
- Актуальность программы
-
- Цели и задачи реализации Программы.
- Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
- Возраст детей, на которых рассчитана программа
- Обоснование выбора содержания программы
- Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
1.4. Литература.
II. Организационный раздел.
-
- Тематический план младшей группы
- Тематический план старшей группы
- Тематический план подготовительной к школе группы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
- Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Устав МКДОУ «Детский сад №19 «Родничок», утвержденный постановлением администрации Левокумского муниципального округа от 24.12.2020г. № 46;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа написана в соответствии с парциальной программой художественно-эстетического воспитания детей 3–7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
-
- Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
-
-
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
-
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование свечой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- «точечный рисунок»;
- батик (узелковая техника);
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- рисование на полиэтиленовой пленке.
-
- Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
- Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
- Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.)
- Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
- Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
- Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.
- Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.
- Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.
Системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
-
- Возраст детей, на которых рассчитана программа
Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на один год. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: подгрупповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
-
- Обоснование выбора содержания программы
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Я-художник » – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник
- волшебник» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.
-
- Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
-
-
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
-
Разделы |
Уровни развития |
|
Средний |
Высокий |
|
Техника работы с материалами |
Дети знакомы с |
Самостоятельно используют |
необходимыми |
нетрадиционные материалы и |
|
навыками |
инструменты. Владеют навыками |
|
нетрадиционной |
нетрадиционной техники рисования |
|
техники рисования и |
и применяют их. Оперируют |
|
умеют использовать |
предметными терминами. |
|
нетрадиционные |
||
материалы и |
||
инструменты, но им |
||
нужна незначительная |
||
помощь. |
||
Предметное и сюжетное изображение |
Передают общие, |
Умеет передавать несложный |
типичные, характерные |
сюжет, объединяя в рисунке |
|
признаки объектов и |
несколько предметов, располагая их |
|
явлений. Пользуются |
на листе в соответствии с |
|
средствами |
содержание сюжета. Умело передает |
|
выразительности. |
расположение частей при рисовании |
|
Обладает наглядно- |
сложных предметов и соотносит их |
|
образным мышлением. |
по величине. Применяет все знания |
|
При использовании |
в самостоятельной творческой |
|
навыков |
деятельности. Развито |
|
нетрадиционной |
художественное восприятие и |
|
техники рисования |
воображение. При использовании |
|
результат получается |
навыков нетрадиционной техники |
|
недостаточно |
рисования результат |
|
качественным. |
получается качественным. |
|
Проявляют самостоятельность, |
инициативу и творчество. |
||
Декоративная деятельность |
Различают виды |
Умело применяют полученные |
декоративного |
знания о декоративном искусстве. |
|
искусства. Умеют |
Украшают силуэты игрушек |
|
украшать предметы |
элементами дымковской и |
|
простейшими |
филимоновской росписи с помощью |
|
орнаментами и |
нетрадиционных материалов с |
|
узорами с |
применением нетрадиционной |
|
использованием |
техники рисования. Умеют |
|
нетрадиционной |
украшать объемные предметы |
|
техники рисования. |
различными приемами. |
Кадровые условия дополнительной программы «Художник-волшебник»
Понедельник |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник-Волшебник» |
9.00 – 9.15 |
Тяпченко О.А. |
8 |
Старшая группа
Пятница |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник-Волшебник» |
9.00 – 9.25 |
Тяпченко О.А. |
9 |
Подготовительная к школе группа
Пятница |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник-Волшебник» |
9.40 – 10.10 |
Тяпченко О.А. |
2 |
Группа |
Количество занятий и часов |
Количество часов по темам в год |
|
В месяц |
В год |
||
Декоративное рисование -1час |
Младшая |
2 (30мин) |
18 (4ч30мин) |
Предметное рисование - 1ч 45мин Нетрадиционное рисование – 1ч 45мин |
Старшая |
2 (40мин) |
18 (6ч) |
Декоративное рисование-1час 30мин Предметное рисование—2ч Нетрадиционное рисование – 2ч 30мин |
Подготовите льнаяк школе |
2 (56мин) |
18(8ч40мин) |
Декоративное рисование -2час 30мин Сюжетное рисование—2ч 30мин Нетрадиционное рисование – 3ч 40мин |
Ожидаемый результат
После прохождения курса обучения, дети научатся:
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Система оценки результатов освоения Программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественного направления
«Художник- Волшебник» предполагает оценку индивидуальных творческих способностей детей. Такая оценка проводится руководителем кружка(воспитателем) в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития творческих способностей дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за детьми в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений развития изобразительных способностей детей старшей группы,позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
творческих способностей каждого ребенка в ходе:
-
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместныхрешений при создании коллективных работ и пр.);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умениепланировать и организовывать свою деятельность в ходе реализации задач дополнительной программы «Художник-Волшебник»);
- художественной деятельности
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
-
- поддержки одаренных детей и детей, проявляющих творческие способности.
Литература
- И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и вмашине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшаягруппа.- -М., Карапуз- Дидактика, 2009.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшаягруппа. -М., Карапуз- Дидактика, 2018.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.Подготовительная группа. -М., Карапуз- Дидактика, 2018.
- Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 2007 №2 с. 32-38.6.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 2006 №2.с. 28-33.
7.Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.:
Мозаика-Синтез, 2016.10.Интернет ресурсы: сайт МААМ ; Инфоурок; Дошколенок
Тематический план младшей группы
Сентябрь – «Матрешка», «Веселые мухоморы».
Октябрь – Ягоды и яблочки, Птичка клюют ягоды.
Ноябрь –« Дождик чаще кап, кап, кап», «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…».
Декабрь – Снежинка, Веселый снеговик, «Украсим ёлочку».
Январь – Мои рукавички, Свитер для моих друзей. Февраль – «Украшение чайного сервиза», «Дерево в инее». Март – «Цветы для мамы», «Солнышко».
Апрель – «Волшебные картинки» (волшебный дождик).
Май – «Божьи коровки на лужайке», «Цыпленок».
Тематический план старшей группы
Сентябрь – «Нарисуй картинку про лето», «Красивые цветы».
Октябрь – «Осенний коврик», «Сказочное дерево».
Ноябрь –«Маленький гномик», «У кого какой домик».
Декабрь – «Моя любимая погода зимой», Новогодние поздравительные открытки.
Январь – «Зимние узоры», «Снеговик».
Февраль –«Девочка пляшет», «Самолеты летят сквозь облака».
Март – «Ваза с цветами», Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц».
Апрель –«Цветы на лужайке», Сказочный домик – теремок, Ёжик.
Май –«Салют над городом в честь праздника Победы», «Бабочка».
Тематический план подготовительной к школе группы
Сентябрь – «Загадки» (ниткография); «Синий вечер» (линогравюра). Октябрь – «Осень» (мягкая роспись по ткани); «Домик» (печатание). Ноябрь – «Ёжик» (метод тычка); «Пейзаж» (натюрморт).
Декабрь – «Узоры на окнах» (раздувание капли); «Звездное небо» (фотокопия).
Январь – «Новые игрушки» (кубизм); «Мой сон» (работа со знакомыми техниками).
Февраль – «На что похоже?» (монотипия); «Музыка» (пальцевая живопись).
Март – «Облака» (рисование по сырому); «По замыслу» (совместное рисование).
Апрель – «Оранжевая песенка» (линогравюра); «Цветик – семицветик» (освоение цветовой гаммы).
Май – «Сирень» (совмещение техник); «Цветочная поляна» (рисование металлическими крышками от бутылок).
Учебно-тематический план для детей 3 - 4 лет (младшая группа)
№ |
Тема НОД |
Программное содержание |
Оборудование |
Сентябрь |
|||
1. |
Раскрашивание Матрешка |
Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. Развивать чувство композиции, умение раскрашивать, не выходя за контур рисунка. |
Листы с изображением матрешки ,краска разных цветов, кисть. |
2. |
Рисование пальчиками «Веселые мухоморы» |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать |
Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь,кисть,мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов |
Октябрь |
1. |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины «Ягоды и яблочки» |
Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов, различной печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
2. |
Рисование пальчиками, оттиск пробкой «Птички клюют ягоды» |
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность |
Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки |
Ноябрь |
|||
1. |
Рисование ватными палочками «Дождик чаще кап, кап ,кап» |
Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Листы с наклеенными на них тучками, гуашь синего цвета, ватные палочки. |
2. |
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Рисование тычком жёсткой кистью |
Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом тычок жёсткой кистью. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком |
Альбомные листы, гуашь серая, коричневая, жесткие кисти. |
3. |
«Щенок» Рисование тычком жёсткой кистью |
Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. |
Альбомные листы, гуашь коричневая, жесткие кисти. |
Декабрь |
|||
1. |
Рисование ватными палочками «Снежинка» |
Закреплять технику и навык рисования ватными палочками. Продолжать учить ритмичному нанесению отпечатков ватными палочками. |
Белый лист круглой формы с контурным изображением снежинки. Ватные палочки. Блюдца с гуашью. |
2. |
Тампонирован ие «Веселый снеговик» |
Познакомить детей с новой техникой рисова- ния - тампонированием. Учить аккуратно, набирать краску. Развивать эстетический вкус. |
Силуэт снеговика на листе голубого цвета А4, гуашь белая, тампоны из губки |
3. |
Закрепить технику рисования пальчиком; |
Плоскостные фигурки елки из |
«Украсим елочку» |
учить сочетать знакомые цвета красок. |
картона. Гуашь разного цвета. |
|
Январь |
|||
2. |
Рисование пальчиками «Мои рукавички» |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность. |
Вырезанные из бумаги рукавички , пальчиковые краски, салфетки. |
2. |
Рисование ватными палочками «Свитер для моих друзей» |
Закреплять технику и навык рисования ватными палочками. Продолжать учить ритмичному нанесению отпечатков ватными палочками. |
Две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
Февраль |
|||
1. |
«Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. |
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
2. |
Рисование « Дерево в инее» |
Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изобра-жать дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево. |
«Манная» краска, клей ПВА, (манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, |
Март |
|||
1. |
«Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками. |
Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. |
Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
2. |
Солнышко Рисование ладошками. |
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие |
Ватманский лист с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски |
Апрель
1. |
Рисование свечой |
Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать |
Свеча, чернила или гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол- |
Волшебные картинки (волшебный дождик) |
лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. |
листа бумаги формата А4 с уже нанесенными свечой рисунками |
|
2. |
Рисование ватными палочками «Первый цветок- подснежник» |
Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи». Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками, ватными палочками, создавать композицию на листе, ориентируясь по подготовленным деталям. Обогащать словарь названиями цветов. Воспитывать чувство красоты, желание порадовать солнышко. |
Персонаж – солнышко, салфетки, гуашь (белая, синяя, жёлтая), образец, картинка, ватные палочки, палитра, кисть, вода, альбомный лист с «солнечным светом» |
Май
1. |
Рисование пальчиками «Божьи коровки на лужайке» |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) |
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога |
3. |
Цыпленок Рисование методом тычка |
Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать |
Альбомные листы, гуашь желтого цвета |
аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. |
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет (старшая группа)
Дата |
Вид деятельности |
Тема |
Кол-во час |
Образовательные задачи |
Литература |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
|||||
Рисование сюжетное |
Картинка про лето |
1 |
Продолжать развивать образное |
Комарова Т.С. |
|
восприятие, образные представления. |
Изобразительная |
||||
Учить детей отражать в рисунке |
деятельность в детском |
||||
впечатления, полученные летом; рисовать |
саду. Старшая группа. – |
||||
различные деревья (толстые, тонкие, |
М.: Мозаика-синтез, |
||||
высокие, стройные, искривленные), кусты, |
2016, стр. 30 |
||||
цветы. Закреплять умение располагать |
|||||
изображения на полосе внизу листа 9земля. |
|||||
Трава), и по всему листу: ближе к нижней |
|||||
части листа и дальше о неё. Учить |
|||||
оценивать свои рисунки и рисунки |
|||||
товарищей. |
|||||
Рисование |
Чебурашка |
1 |
Учить детей создавать в рисунке образ |
Комарова Т.С., стр. 34 |
|
предметное |
любимого сказочного героя: передавать |
||||
форму тела, головы и другие характерные |
|||||
особенности. Учить рисовать контур |
|||||
простым карандашом (сильно не нажимать, |
|||||
не обводить линии дважды). Закреплять |
|||||
умение аккуратно закрашивать |
|||||
изображение (не выходя за контур, |
|||||
равномерно, без просветов, накладывая |
штрихи в одном направлении: верху вниз, или слева направо.Или по косой неотрывным движением руки). |
|||||
О К Т Я Б Р Ь |
|||||
Рисование сюжетное |
Идёт дождь |
1 |
Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретёнными приёмами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами. |
Комарова Т.С., стр. 37 |
|
Рисование с натуры |
Осенние листья (краски осени) |
1 |
Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит – акварельными красками |
Лыкова И.А., стр. 50 |
|
Н О Я Б Р Ь |
|||||
Рисование предметное |
Что нам осень принесла |
1 |
Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. |
Комарова Т.С., стр. 45 |
|
Рисование по представлению |
Автобус, украшенный флажками, едет по улице |
1 |
Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения |
Комарова Т.С., стр. 47 |
|
оттенков цвета. |
Д Е К А Б Р Ь |
|||||
Рисование сюжетное |
Зима |
1 |
Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в посёлке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, гуашь. Развивать образное восприятие. Образные представления, творчество. |
Комарова Т.С., стр. 55 |
|
Рисование по представлению |
Большие и маленькие ели |
1 |
Учить располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (одни деревья темнее, другие – светлее). Развивать эстетическое восприятие, воображение |
Комарова Т.С., тр. 57 |
|
Я Н В А Р Ь |
|||||
Рисование сюжетное |
Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике |
1 |
Учить отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединённых общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение, творчество |
Комарова Т.С., стр. 64 |
|
Рисование сюжетное |
Дети гуляют зимой на |
Учить передавать в рисунке несложный |
участке |
1 |
сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками) |
Н.В.Лободина,161 |
||
Ф Е В Р А Л Ь |
|||||
Рисование предметное |
Красивое развесистое дерево зимой |
1 |
Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение (одно дерево на всём листе). Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более тёмных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности |
Комарова Т.С., стр. 73 |
|
Иллюстрирование сказки |
Домики для трёх поросят |
1 |
Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства, разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Формировать умение оценивать рисунки |
Комарова Т.С., стр. 80 |
|
М А Р Т |
|||||
Рисование предметное |
Картинка к празднику 8 марта |
1 |
Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать |
Комарова Т.С., стр. 83 |
фигуры на листе. Воспитывать любовь, уважение к маме, стремление сделать ей приятное |
|||||
Рисование по замыслу |
1 |
Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чём им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца.. закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось. |
Комарова Т.С., стр. 88 |
||
А П Р Е Л Ь |
|||||
Рисование сюжетное |
Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой |
1 |
Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребёнка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать , используя разные приёмы, выбранным ребёнком материалом. Вызвать радость от созданного изображения |
Комарова Т.С., стр. 92 |
|
Рисование декоративное (по замыслу) |
Красивые цветы (по мотивам народного декоративного искусства) |
1 |
Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно- прикладного искусства. Учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, |
Комарова Т.С., стр. 99 |
воображение. Закреплять технические навыки рисования разными материалами |
|||||
М А Й |
|||||
Рисование сюжетное |
Бабочки летают над лугом |
1 |
Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила |
Комарова Т.С., стр. 105 |
|
Рисование по замыслу |
Цветные страницы |
1 |
Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определённой цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять приёмы рисования акварелью, гуашью; учить разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета. Развивать воображение т творчество |
Комарова Т.С., стр. 108 |
Учебно-тематический план для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа)
Сентябрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Красивый букет» (Печатание растений) |
Учить детей работать схрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображени е. Воспитыват ь аккуратност ь. |
Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
Рассмотреть сухие листья (неяркие,сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. |
«Загадки» (Ниткография) |
Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. |
Нитки №10, цветная тушьили гуашь, белая бумага. |
Чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки? Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом |
Октябрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Вылечим |
Продолжать учить |
Гуашь |
Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет,надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое |
|
зайчонка» |
детей рисовать |
красная, |
||
(Пальцевая |
пальчиками. |
вырезанные |
||
живопись) |
Развивать |
из бумаги |
||
ритмичность |
«банки» для |
|||
движений. |
варенья , |
|||
Воспитывать чувство сопереживания. |
полоски бумаги |
варенье. |
||
«Домик» (Печатание) |
Развивать координацию движений рук. Мелкуюмоторику. Воспитывать эмоциональную |
Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь |
Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Детисоглашаются нарисовать домик длялисички. Объяснить способ рисования. |
|
отзывчивость. |
Ноябрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Ежик» (Метод тычка) |
Развивать эмоциональн о- чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость |
Бумага, гуашь, жесткие кисти |
Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисоватьпортрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуетсявыставка портретов. |
«Береза в снегу»(Метод тычка) |
Развивать эмоциональн о- чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус |
Тонированн аябумага, белая гуашь, кисть мягкая |
Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитательпредлагает укрыть ее снежком. |
Декабрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) |
Развивать ассоциативн ое мышление, воображение . Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. |
Тонированн ая бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – листбумаги, вместо дыхания- краска |
«Звездное небо» Фотокопия |
Вызвать эмоциональный откликв душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования |
Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. |
Беседа о звездах. Чем можно нарисоватьзвезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши(свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В концеорганизуется выставка. |
«Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками) |
Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. |
Предложить детям рассмотреть содержимое ящика. Обсудить, чтоможно нарисовать этими предметами и на чем. |
Январь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Новые игрушки» (Кубизм) |
Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новыеобразы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовуюгамму. |
Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки |
Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продаютв магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь. |
«Мой сон» (Работа со знакомыми техниками) |
Развивать творческие способности ,воображение. Учитьдетей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения. |
Краска, бумага,кисти, клей, печать- клише, нитки, мыльнаяпена |
Воспитатель просит детей изобразить впечатления от своегосна. |
Февраль
Тема |
Цель |
Материал |
Содержание |
(техника) |
«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг + силуэтное рисование) |
Развивать наблюдательность, художественный вкус,умение находить средства выразительности. |
Листы бумаги, гуашь, кубикидля печатания. Манка, тычки,мятая бумага, клей… |
Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу. Дети выбирают необходи- мый материал для работы. В концезанятия дети показывают друг другу свои работы и рассказываюткакими способами они добились таких результатов. |
«На что похоже?» (Техника монотипии) |
Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развиватьинтерес к рисованию |
Бумага, согнутая пополам, гуашь3 цветов, тряпочки |
Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы,а дети должны угадать. Показать способ работы. |
Март
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Облака» (Рисование по сырому фону) |
Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной Отзывчивости. Развивать воображе- |
Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. |
Вспомнить, как наблюдали за бегомоблаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способработы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков. |
ние, наблюдатель- ность. |
|||
«По замыслу» (Совместное рисование) |
Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. |
Карандаши, листы бумаги |
Воспитатель предлагает детям поиграть.У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, чтополучилось и говорит, что хотел нарисовать. |
Апрель
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Цветик- семицветик» (Освоение цветовой гаммы) |
Развивать чувствительнос ть к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие. |
Листы бумаги, гуашь |
В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на цветик – семицветик из мультфильма. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветик- семицветик. |
Езда на автомобиле (Линия, как средство выразительност и) |
Тренировать движенияруки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий. |
Листы бумаги с изображе- нием дороги, карандаши. |
Детям предлагается игра. Надо проехатьпо горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть. |
|||
«Грибная полянка» (Техника акватуши) |
Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки |
Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой. |
Воспитатель рассказывает сказкуо том, как грибочки играли в прятки, как их найти? Давайте польем их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуютгрибочки и прячут их. |
|||
Май
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Сирень» Совмещение техник |
Способствовать созданию выразительного образапутем совмещения техник. Развивать художественное восприятие. |
Тонированн аябумага, гуашь, бросовый материал (засушенн ые листья, поршниот одноразовых шприцев) |
Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину на которой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы |
«Цветочная поляна» (Рисование металлическими крышками от бутылок) |
Развивать наглядно- образное мышление. Воспитывать желаниесоздавать оригинальные рисунки. |
Бумага зеленого цвета, металлическ ие крышки от бутылок, гуашь |
Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в группе всегда была красивая цветочная поляна? Объяснить способ работы. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна. |
ЛИТЕРАТУРА
-
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
– М.: ИД «Цветной мир», 2016. – 144 с.
-
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа – М.: «Карапуз», 2014. – 144 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.: цв.вк
-
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.Старшая группа – М.: «Карапуз», 2016. – 144 с.
-
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа – М.: «Карапуз», 2018. – 144 с.
Программа занятий
Цель программы: развитие художественно способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
-
-
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
-
Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника