Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности кружок "Маленькие Россияне"

Педагогический работник Кисилева Наталья Алексеевна.
Педагогический работник
Кисилева Наталья Алексеевна

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи.
  3. Ожидаемый результат.
  4. Перспективный план.
  5. Литература.

Пояснительная записка

Программа «Маленькие россияне» модифицированная, относится к нравственно - патриотическому воспитанию детей. Разработана с учетом основных документов:

    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
    • Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
    • Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»
    • Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
    • Устав МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», утвержденный постановлением администрации Левокумского муниципального округа № 46 от 24.12.2020 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа написана в соответствии с парциальной программой духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина, 2019 год.

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею. Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в

народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много- много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Актуальность

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования - воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре своей страны.

Патриотическое    воспитание    составляет    одно   из       важных                 направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново.    В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.    Важно донести до сознания воспитанников        образы,        воспитывающие         мужество,                         смелость, самоотверженность,         героизм,      привить                      уважение   к государственной символике, любовь      к                 родному    городу,         краю,        Родине.  Мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды, суждения, активная                 жизненная позиция     –  самые       сильнодействующие                 факторы     воспитания.     Проблема патриотического                     воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. В  программу  включены   основные   направления   –  краеведение, ознакомление   с   родной   страной,      государственной   символикой, государственными праздниками, историческим прошлым России, а также

правовое и нравственными воспитание.

В современных условиях, когда переосмысливаются, а порой и полностью утрачиваются многие этические, эстетические измерения культуры, утвердились и стали реальностью двойные стандарты морали, вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям, воспитания неформального отношения к миру особенно актуальны.

Предлагаемая программа – один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей. Для формирования патриотизма разрабатываются разные виды познавательной деятельности (беседы, развлечения, игры, экскурсии, наблюдения). Полученные знания становятся базой для развития патриотических качеств у детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленькие россияне» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.

Цель:

Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

Образ Я.

  • Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья.

  • Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад.

  • Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
  • Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
  • Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
  • Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Родная страна.

  • Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
  • Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине
  • Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва

— главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

  • Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Форма организации: беседы, праздники, выставки.

Принципы развития программы

В основе программы лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
  • активности;
  • интегративности;
  • открытости.

В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных

областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания художественно - образной, познавательно практической, а также социально значимой направленности.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с учётом их индивидуальных особенностей.

Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детей. Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие творческих способностей и терапевтический эффект.

Занятия проводятся 1 раз в две недели в первой половине дня со старшей группой (4 человека), длительность занятия- 25 минут, в первой половине дня в подготовительной группе (5 человек), длительность занятия – 30 минут (1 учебный час, итого 18 учебных часов в год). Расписание занятий составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, с учетом пожеланий детей, родителей (законных представителей), а также возрастных особенностей детей.

Предполагаемый результат

У детей сформированы…

  1. …знания о дате своего рождения, своего отчества, домашнего адреса и номера телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада.
  2. …знания о гербе, флаге и гимне России.
  3. …представления о президенте, правительстве России, о воинах-защитниках Отечества.
  4. …представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях и традициях, о людях разных рас, живущих на планете, о государственных праздниках.
  5. …предпосылки для получения дальнейших знаний по истории России.
  1. … чувства гордости и восхищения своей Родиной, своей страной, своим городом.

Используемая литература:

Программа занятий

В основе программы лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
  • активности;
  • интегративности;
  • открытости.

В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных

областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания художественно - образной, познавательно практической, а также социально значимой направленности.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie