Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности кружок "Маленькие Россияне"
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Ожидаемый результат.
- Перспективный план.
- Литература.
Пояснительная записка
Программа «Маленькие россияне» модифицированная, относится к нравственно - патриотическому воспитанию детей. Разработана с учетом основных документов:
-
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»
- Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
-
- Устав МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», утвержденный постановлением администрации Левокумского муниципального округа № 46 от 24.12.2020 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа написана в соответствии с парциальной программой духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина, 2019 год.
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею. Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.
При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в
народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много- много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Актуальность
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования - воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре своей страны.
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, привить уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине. Мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. В программу включены основные направления – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, государственными праздниками, историческим прошлым России, а также
правовое и нравственными воспитание.
В современных условиях, когда переосмысливаются, а порой и полностью утрачиваются многие этические, эстетические измерения культуры, утвердились и стали реальностью двойные стандарты морали, вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям, воспитания неформального отношения к миру особенно актуальны.
Предлагаемая программа – один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей. Для формирования патриотизма разрабатываются разные виды познавательной деятельности (беседы, развлечения, игры, экскурсии, наблюдения). Полученные знания становятся базой для развития патриотических качеств у детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленькие россияне» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.
Цель:
Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Образ Я.
- Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья.
- Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад.
- Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
- Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
- Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
- Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Родная страна.
- Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине
- Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва
— главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
- Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Форма организации: беседы, праздники, выставки.
Принципы развития программы
В основе программы лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
- активности;
- интегративности;
- открытости.
В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных
областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания художественно - образной, познавательно практической, а также социально значимой направленности.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с учётом их индивидуальных особенностей.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детей. Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие творческих способностей и терапевтический эффект.
Занятия проводятся 1 раз в две недели в первой половине дня со старшей группой (4 человека), длительность занятия- 25 минут, в первой половине дня в подготовительной группе (5 человек), длительность занятия – 30 минут (1 учебный час, итого 18 учебных часов в год). Расписание занятий составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, с учетом пожеланий детей, родителей (законных представителей), а также возрастных особенностей детей.
Предполагаемый результат
У детей сформированы…
- …знания о дате своего рождения, своего отчества, домашнего адреса и номера телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада.
- …знания о гербе, флаге и гимне России.
- …представления о президенте, правительстве России, о воинах-защитниках Отечества.
- …представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях и традициях, о людях разных рас, живущих на планете, о государственных праздниках.
- …предпосылки для получения дальнейших знаний по истории России.
- … чувства гордости и восхищения своей Родиной, своей страной, своим городом.
Используемая литература:
-
- Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина 2019 год.
- О.И.Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка»
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»
- Т.А. Шорыгина «Беседы о поведении»
- Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
- В. Степанов «Наша Родина - Россия»
- http://www.school.edu.ru
- http://www.videoresursy.ru
- http://gumer.info
- http://www.dedushka.net
- http://www.lib.com.ua
- http://potomy.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.rulex.ru
- http://www.moi-detsad.ru
- http://ivalex.ucoz.ru
Программа занятий
В основе программы лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
- активности;
- интегративности;
- открытости.
В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных
областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания художественно - образной, познавательно практической, а также социально значимой направленности.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника