Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности кружок "Светофорчик"

 .

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи.
  3. Ожидаемый результат.
  4. Перспективный план.
  5. Литература.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5 -7 лет кружка «Светофорчик» разработана на основе парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности» Лыковой И.А., а также с учетом основных нормативных документов:

    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
    • Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
    • Образовательная  программа  дошкольного  образования  МКДОУ

«Детский сад № 19 «Родничок»

    • Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной                   деятельности                                       по                              дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
    • Устав МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», утвержденный постановлением администрации Левокумского муниципального округа № 46 от 24.12.2020 года.

Направленность – Социально - гуманитарная

Программа направлена на создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающий процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города и нашего посёлка.

Актуальность программы:

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного безпредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правила перехода дороги, правил посадки в автобус и т.д. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности кружка «Светофорчик» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.

Отличительные особенности программы:

Особенность данной программы — это дать детям дошкольного возраста основные понятия о безопасном поведении на дороге в качестве пешехода, пассажира, водителя детского транспортного средства.

Преемственность с образовательными областями дошкольного образования.

Образовательная область

«Социально– коммуникативное развитие»

Формирование     представлений      о                              правилах дорожного движения; развитие навыков игровой деятельности; формирование основ безопасности в любой дорожной ситуации; формирование культуры поведения в транспорте и на улице;

развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Формирование знаний о дорожных правилах и

знаках;    расширение знаний о различных видах транспорта.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Развитие    устной,   связной       речи;                  обогащение

словаря.

Образовательная область

«Художественно– эстетическое»

Развитие детского творчества; использование художественных произведений (стихи, загадки) для запоминаний дорожных знаков и правил; развитие умений изображать на своих рисунках

(знаки, машины, улицу и т.д.)

Образовательная область

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств в ходе

подвижныхигр; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом

образе жизни.

Адресат программы: Дошкольники 5-7лет, с соответствующим возрасту уровнем развития, желающие получать знания о правилах дорожного движения и правилах поведения на дороге и в транспорте. Программа преподается на русском языке, набор по желанию родителей (законных представителей).

Организация образовательного процесса:

Подгрупповая с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 2 раз в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

25 минут - старшая группа (5-6 лет),

30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Режим кружковой деятельности

Общее количество часов в год –, 18часов в старшей группе, 18часов в подготовительной к школе группе.

Периодичность занятий – 1 раз в 2недели по, 20 минут в старшей группе, 1 раз в 2 недели по 30 минут в подготовительной к школе группе.

Срок реализации программы:

1 учебный год – с сентября по май

Принципы реализации программы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

  1. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

  1. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать,

развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

  1. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

  1. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Условия реализации программы:

    • Ноутбук
    • Комплект ПДД
    • Проектор
    • Дидактические игры
    • Художественная литература о правилах ДД: (стихи, загадки, рассказы)
    • Магнитофон
    • Дидактический материал (картины, буклеты)

Атрибуты для театрализации, подвижных игр и С.- Р. игр:

    • Форма инспектора ГИБДД
    • Жезл
    • Рули
    • Машинки

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Цель программы: Создание условий в ДОУ оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города и нашего посёлка.

Задачи: 1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДОУ.
  2. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  3. Повышение профессиональной компетентности в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
  4. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
  5. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Планируемый результат:

Образовательный:

    • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
    • Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
    • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
    • Развитие творческих способностей;
    • Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

    • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
    • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный

    • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
    • Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Рабочая программа «Светофорчик» реализуется по двум направлениям:

    • образовательная деятельность с воспитанниками
    • взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.

Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшем возрасте.

Задачи:

  • Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
  • Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
  • Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов,

предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

  • Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные –

«Пешеходный переход», «Место остановки автобуса». Предупреждающие знаки – «Дети». Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено»,

«Движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки –

«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка». Знаки приоритета –

«Главная дорога», «Уступи дорогу». Знаки сервиса – «Больница»,

«Телефон», «Пункт питания».

Показатели развития: Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах. Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Учебный план

Тема

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теори я

Практ ика

1

«Наш

посёлок»

2

1

1

Мониторинг

2

«Транспорт»

2

1

1

3

«Весёлый светофор»

2

1

1

4     «П

ешеходы и пассажиры»

2

1

1

5

«Дорожные знаки»

2

1

1

Интерактивная игра

6

«Регулиров- щик»

2

1

1

7

«Улицы нашего

посёлка»

2

1

1

8

«Законы

улиц        и дорог»

2

1

1

«Сюрприз от Печкина»

9

«Дорога      в школу»

2

1

1

Мониторинг

Содержание программы Раздел 1. «Наш посёлок»

Теория: Знакомство с нашим посёлком.

Практика: Повысить безопасность движения ребёнка в детский сад и обратно. Учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.

Раздел 2. «Транспорт»

Теория: Знакомство с различными видами транспорта нашего посёлка. Полезные машины.

Практика: « Учимся правильно переходить дорогу»

Раздел 3. «Весёлый светофор»

Теория: Формирование знаний о назначении светофора на дорогах и перекрёстках.

Практика: Рисование «Светофоры на улицах города».

Раздел 4. «Пешеходы и пассажиры»

Теория: Формирование знаний о пассажирах и пешеходах и их поведении в транспорте и на улице.

Практика: Практическое занятие «Грамотный пешеход».

Раздел 5. «Дорожные знаки»

Теория: «Знакомство с дорожными знаками»

Практика: Игра - викторина «Знаки на дорогах».

Раздел 6. «Регулировщик»

Теория: Уроки с инспектором ГИБДД.

Практика: Викторина: «Юные помощники инспектора ГИБДД».

Раздел 7. «Улицы нашего посёлка»

Теория: Знакомство с улицами нашего посёлка.

Практика: Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков».

Раздел 8. «Законы улиц и дорог»

Теория: Расширять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице и на дороге.

Практика: Развлечения «Сюрприз от Печкина».

Раздел 9. «Дорога в школу».

Теория: Закрепление знаний о дорожных знаках, о правилах ДД, о транспорте.

Практика: Изготовление книжки - малышки «Дорожные знаки».

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводный (сентябрь) 2 - итоговый (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению

«Улица».

  1. Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами и детскими садами.
  2. Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
  3. Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины

движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами

  1. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
  2. Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
  3. Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
  4. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспортдля посадки и высадки пассажиров.
  5. Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.
  6. Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
  7. Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению:

«Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».

  1. Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.
  2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
  3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию.
  4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.
  5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.
  6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части, разрешается детям после 14 лет. Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
  7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.
  8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте. Безопасное место находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Взаимодействие с родителями:

    • Консультации.
    • Беседы.
    • Буклеты, памятки.
    • Родительские собрания
    • Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам дорожного движения,
    • Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
    • Проведение «открытых» занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
    • Просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы родителей», разработки рекомендаций по организации занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в домашних условиях.

В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-

передвижки, ширмы).

  • «Взрослые! Вам подражают!»
  • «О значении обучения детей ПДД».
  • «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
  • «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:

Консультаций

  • «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».
  • «О поведении в общественном транспорте».
  • «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
  • «Пешеходом быть - наука!»
  • «Этого могло не случиться».
  • «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
  • «Улица требует к себе уважения».
  • «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и д

Рекомендуемая литература для родителей и детей:

  1. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
  2. «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
  3. Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
  4. Бедарев О. «Если бы …»;
  5. Берестов В. «Про машины»;
  6. Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  7. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  8. Дорохов. А, «Пассажир»;
  9. Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
  10. Лешкевич И. «Гололёд»;
  11. Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
  12. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  13. Носов Н. «Автомобиль».
  14. Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  15. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах»,

«На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;

  1. Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
  2. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  3. Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
  4. Усачёв А. «Домик у перехода»;
  5. Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
  6. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
  7. Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в

общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;

  1. Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;

Используемая литература и интернет ресурсы:

1Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности».-М.: Издательский дом

«Цветной мир», 2019

  1. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука: методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности»-М.:

Издательский дом «Цветной мир», 2020

  1. Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
  2. Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет».Волгоград «Учитель»2013.
  3. Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения».Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
  5. Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
  6. Данилова Т.И «Программа«Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург«ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
  7. Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
  8. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий,

конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.

  1. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика,

планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.

  1. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
  2. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. http://detsad-38.narod.ru/pic/foto006.jpg -улица пдд
  6. http://detsad-38.narod.ru/pic/pdd.gif -эмблема
  7. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474... -красный свет
  8. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474... - картинки по пдд
  9. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474... -пдд

6.     http://www.guoedu.ru/userfiles/image010(67).jpg –уголок пдд

  1. http://www.solnet.ee/holidays/s6_43.html -выпуск
  2. http://zdd.1september.ru/2010/02/10_8.jpg -фото пдд

Программа занятий

Подгрупповая с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 2 раз в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

25 минут - старшая группа (5-6 лет),

30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Режим кружковой деятельности

Общее количество часов в год –, 18часов в старшей группе, 18часов в подготовительной к школе группе.

Периодичность занятий – 1 раз в 2недели по, 20 минут в старшей группе, 1 раз в 2 недели по 30 минут в подготовительной к школе группе.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie