Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности кружок "Светофорчик"
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Ожидаемый результат.
- Перспективный план.
- Литература.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5 -7 лет кружка «Светофорчик» разработана на основе парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности» Лыковой И.А., а также с учетом основных нормативных документов:
-
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ
«Детский сад № 19 «Родничок»
-
- Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
- Устав МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», утвержденный постановлением администрации Левокумского муниципального округа № 46 от 24.12.2020 года.
Направленность – Социально - гуманитарная
Программа направлена на создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающий процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города и нашего посёлка.
Актуальность программы:
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного безпредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правила перехода дороги, правил посадки в автобус и т.д. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности кружка «Светофорчик» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.
Отличительные особенности программы:
Особенность данной программы — это дать детям дошкольного возраста основные понятия о безопасном поведении на дороге в качестве пешехода, пассажира, водителя детского транспортного средства.
Преемственность с образовательными областями дошкольного образования.
Образовательная область «Социально– коммуникативное развитие» |
Формирование представлений о правилах дорожного движения; развитие навыков игровой деятельности; формирование основ безопасности в любой дорожной ситуации; формирование культуры поведения в транспорте и на улице; развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками. |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
Формирование знаний о дорожных правилах и знаках; расширение знаний о различных видах транспорта. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
Развитие устной, связной речи; обогащение словаря. |
Образовательная область «Художественно– эстетическое» |
Развитие детского творчества; использование художественных произведений (стихи, загадки) для запоминаний дорожных знаков и правил; развитие умений изображать на своих рисунках (знаки, машины, улицу и т.д.) |
Образовательная область «Физическое развитие» |
Развитие физических качеств в ходе подвижныхигр; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Адресат программы: Дошкольники 5-7лет, с соответствующим возрасту уровнем развития, желающие получать знания о правилах дорожного движения и правилах поведения на дороге и в транспорте. Программа преподается на русском языке, набор по желанию родителей (законных представителей).
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 2 раз в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
25 минут - старшая группа (5-6 лет),
30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Режим кружковой деятельности
Общее количество часов в год –, 18часов в старшей группе, 18часов в подготовительной к школе группе.
Периодичность занятий – 1 раз в 2недели по, 20 минут в старшей группе, 1 раз в 2 недели по 30 минут в подготовительной к школе группе.
Срок реализации программы:
1 учебный год – с сентября по май
Принципы реализации программы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать,
развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Условия реализации программы:
-
- Ноутбук
- Комплект ПДД
- Проектор
- Дидактические игры
- Художественная литература о правилах ДД: (стихи, загадки, рассказы)
- Магнитофон
- Дидактический материал (картины, буклеты)
Атрибуты для театрализации, подвижных игр и С.- Р. игр:
-
- Форма инспектора ГИБДД
- Жезл
- Рули
- Машинки
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Цель программы: Создание условий в ДОУ оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города и нашего посёлка.
Задачи: 1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДОУ.
- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
- Повышение профессиональной компетентности в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
- Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
- Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Планируемый результат:
Образовательный:
-
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
-
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
-
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
-
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Рабочая программа «Светофорчик» реализуется по двум направлениям:
-
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.
Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшем возрасте.
Задачи:
- Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
- Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
- Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов,
предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
- Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные –
«Пешеходный переход», «Место остановки автобуса». Предупреждающие знаки – «Дети». Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено»,
«Движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки –
«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка». Знаки приоритета –
«Главная дорога», «Уступи дорогу». Знаки сервиса – «Больница»,
«Телефон», «Пункт питания».
Показатели развития: Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах. Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Учебный план
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы аттестации |
||
Всего |
Теори я |
Практ ика |
|||
1 |
«Наш посёлок» |
2 |
1 |
1 |
Мониторинг |
2 |
«Транспорт» |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
«Весёлый светофор» |
2 |
1 |
1 |
|
4 «П |
ешеходы и пассажиры» |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
«Дорожные знаки» |
2 |
1 |
1 |
Интерактивная игра |
6 |
«Регулиров- щик» |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
«Улицы нашего посёлка» |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
«Законы улиц и дорог» |
2 |
1 |
1 |
«Сюрприз от Печкина» |
9 |
«Дорога в школу» |
2 |
1 |
1 |
Мониторинг |
Содержание программы Раздел 1. «Наш посёлок»
Теория: Знакомство с нашим посёлком.
Практика: Повысить безопасность движения ребёнка в детский сад и обратно. Учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
Раздел 2. «Транспорт»
Теория: Знакомство с различными видами транспорта нашего посёлка. Полезные машины.
Практика: « Учимся правильно переходить дорогу»
Раздел 3. «Весёлый светофор»
Теория: Формирование знаний о назначении светофора на дорогах и перекрёстках.
Практика: Рисование «Светофоры на улицах города».
Раздел 4. «Пешеходы и пассажиры»
Теория: Формирование знаний о пассажирах и пешеходах и их поведении в транспорте и на улице.
Практика: Практическое занятие «Грамотный пешеход».
Раздел 5. «Дорожные знаки»
Теория: «Знакомство с дорожными знаками»
Практика: Игра - викторина «Знаки на дорогах».
Раздел 6. «Регулировщик»
Теория: Уроки с инспектором ГИБДД.
Практика: Викторина: «Юные помощники инспектора ГИБДД».
Раздел 7. «Улицы нашего посёлка»
Теория: Знакомство с улицами нашего посёлка.
Практика: Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков».
Раздел 8. «Законы улиц и дорог»
Теория: Расширять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице и на дороге.
Практика: Развлечения «Сюрприз от Печкина».
Раздел 9. «Дорога в школу».
Теория: Закрепление знаний о дорожных знаках, о правилах ДД, о транспорте.
Практика: Изготовление книжки - малышки «Дорожные знаки».
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводный (сентябрь) 2 - итоговый (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению
«Улица».
- Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами и детскими садами.
- Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
- Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины
движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами
- Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
- Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
- Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
- Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспортдля посадки и высадки пассажиров.
- Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.
- Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
- Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению:
«Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».
- Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.
- Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
- Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию.
- Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.
- Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.
- Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части, разрешается детям после 14 лет. Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
- Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.
- Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте. Безопасное место находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.
Взаимодействие с родителями:
-
- Консультации.
- Беседы.
- Буклеты, памятки.
- Родительские собрания
- Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам дорожного движения,
- Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
- Проведение «открытых» занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы родителей», разработки рекомендаций по организации занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в домашних условиях.
В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-
передвижки, ширмы).
- «Взрослые! Вам подражают!»
- «О значении обучения детей ПДД».
- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:
Консультаций
- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».
- «О поведении в общественном транспорте».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- «Пешеходом быть - наука!»
- «Этого могло не случиться».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
- «Улица требует к себе уважения».
- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и д
Рекомендуемая литература для родителей и детей:
- Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
- «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
- Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов. А, «Пассажир»;
- Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль».
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах»,
«На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
- Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
- Усачёв А. «Домик у перехода»;
- Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
- Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в
общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
Используемая литература и интернет ресурсы:
1Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности».-М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2019
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука: методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности»-М.:
Издательский дом «Цветной мир», 2020
- Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
- Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет».Волгоград «Учитель»2013.
- Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения».Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
- Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
- Данилова Т.И «Программа«Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург«ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
- Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий,
конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
- Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
- Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- http://detsad-38.narod.ru/pic/foto006.jpg -улица пдд
- http://detsad-38.narod.ru/pic/pdd.gif -эмблема
- http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474... -красный свет
- http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474... - картинки по пдд
- http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/12474... -пдд
6. http://www.guoedu.ru/userfiles/image010(67).jpg –уголок пдд
Программа занятий
Подгрупповая с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 2 раз в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
25 минут - старшая группа (5-6 лет),
30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Режим кружковой деятельности
Общее количество часов в год –, 18часов в старшей группе, 18часов в подготовительной к школе группе.
Периодичность занятий – 1 раз в 2недели по, 20 минут в старшей группе, 1 раз в 2 недели по 30 минут в подготовительной к школе группе.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника