Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок "Искорка"
Содержание
- Целевой раздел
Нормативно-правовая основа дополнительной образовательной программы Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Практическая значимость программы. Цели и задачи программы .Принципы и методические приемы построения и реализации программы
- Содержательный раздел
-
- Связь с другими образовательными областями
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие», «Социализация»,
«Безопасность»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»…................................................................. 8
-
- Формы, способы, методы и средства реализации программы. 9
- Взаимодействие с родителями................................................... 9
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение программы............... 10
- Кадровые условия реализации программы….......................... 11
- Учебно-тематический план..................................................... 11
- Содержание и методическое обеспечение программы.......... 12
- Результат реализации программы…....................................... 13
- Перечень литературных источников...................................... 14
- Перспективноетематическое планирование........................... 15
- Календарно-тематический план.............................................. 16
Целевой раздел
-
- Пояснительная записка.
В настоящее время музыкальное воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по музыкально – ритмическому воспитанию, но специализированной программы по оказанию дополнительных услуг в рамках развития музыкально – ритмических способностей детей дошкольного возраста, к сожалению, нет. Поэтому, возникла необходимость в ее создании.
Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он и развивает, и развлекает ребят. Плавные, спокойные, быстрые, ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. В программе сохранена одна из проблем нашего времени, а именно, музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством применения ритмических композиций.
Нормативно-правовая основа дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Искорка» разработан в соответствии парциальной программой «В мире музыкальной драматургии» Т. Ф. Кореневой, а также нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
-Уставом МКДОУ «Детский сад №19 «Родничок», утвержденного постановлением администрации Левокумского муниципального округа от 24.12.2020г. № 46.
В содержание программы входит календарно-тематическое планирование с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, календарный план.
Программа рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет.
Программа рассчитана на 18 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в две недели (2 раза в месяц). С целью сохранения здоровья, и, исходя из программных требований. Продолжительность занятия соответствует возрасту детей: вторая группа раннего возраста– 10 мин. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май). В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры. В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности кружка «Искорка» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы Цель – приобщить детей к танцевальному искусству.
Задачи:
-научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства;
-Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;
-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
-научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
-развивать музыкальные и физические данных детей, образное мышление, фантазию и память;
- формировать творческую активность и развитие интереса к танцевальному искусству;
-воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в паре.
Отличительные особенности программы:
большое количество игровых упражнений, которые придают занятиям увлекательную форму, дают простор творческой фантазии для детей.
Принципы:
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим –определение посильных для него заданий. Определенная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и в выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увлечении объема и интенсивности нагрузок.
- Принцип систематичности – один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
- Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе.
- Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
- Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
-
- Возрастные особенности дошкольников
Детям 1-3 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и
выполнении однотипных движений. Движения этих детей недостаточно согласованы, им трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения по показу.
В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр и использовать различные образы в показе упражнений
Поэтому приоритетными задачами становятся развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется на занятиях и в процессе культурно-досуговой деятельности, а также в повседневной жизни.
Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. В процессе игры дети знакомятся с окружающим, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
-
- Планируемые результаты освоения программы
-
- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
- овладение выразительностью и красотой движения;
- овладение чувством ритма;
- возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;
- укрепление иммунной системы организма;
- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;
- развитие правильной осанки.
- Содержательный раздел
-
- СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
-
-
- «Социально-коммуникативное развитие» «Социализация» «Безопасность» Формирование представления о танце как художественной деятельности, виде искусства; Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно образовательной деятельности по хореографии
- «Познавательное развитие» Расширение кругозора детей в области о хореографического искусства; воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, формирование целостной картины мира в сфере искусства танца, развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
- «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии ; выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора.
- «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепления результатов восприятия музыки через движение и пластику. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование танца с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
- «Физическое развитие» Развитие физических качеств для хореографической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.
-
-
- Формы, способы, методы и средства реализации программы
Музыкальная разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например,
«идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».
Ритмическая гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.
Танцевальные движения.
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки.
Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.
-
- Взаимодействие с родителями
Мероприятия |
Дата |
Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о хореографическом кружке «Ритмическая мозаика» |
сентябрь |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой хореографического кружка цели и задачи, форма одежды |
октябрь |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
Распространение информационных материалов: |
В течение года |
Музыкальный руководитель, |
папка- передвижка «Родительский вестник:», памятки, буклеты Педагогическая беседа. Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи |
воспитатель |
|
Консультации в рамка консультационного пункта |
В течение года |
Музыкальный руководитель |
Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей |
В течение года |
Музыкальный руководитель |
Семинар – практикум «Ритмические игры» |
февраль |
Музыкальный руководитель |
Семейная гостиная Знакомство родителей с разноплановыми хореографическими композициями, расширение представлений о хореографии, как о виде искусства и ее связи с окружающей их жизнью |
март |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
Дни добрых дел. Привлекать родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам |
март |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
Вовлечение родителями ребенка в процесс музицирования для развития ритмических способностей детей. Поощрение движений под музыку в семье (домашний концерт, оркестр ) . |
апрель |
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители |
Отчетный концерт хореографического кружка «Ритмическая мозаика» |
май |
Музыкальный руководитель, Воспитатели, родители |
- Организационный раздел
-
- Материально-техническое обеспечение программы
- Занятия проводятся в музыкальном зале. Помещение должно быть проветрено, хорошо освещено. Материал: музыкальный центр (МР-3 проигрыватель)
- компакт-диски, съемные цифровые носители (флеш-карта) с аудиозаписями;
- декорации (для проведения сюжетных занятий);
- костюмы;
- отличительные знаки, эмблемы, жетоны;
- грамоты, значки, медали (для подведения итогов занятий и награждения);
- атрибуты: кегли, обручи, мячи разных размеров, скакалки, платочки, шарфики, косынки, шуршунчики.
-
- Кадровые условия реализации Программы
Руководителем дополнительной образовательной программы художественно- эстетического направления для детей дошкольного возраста назначена музыкальный руководитель Ганшке Валентина Николаевна
Характеристика педагогических работников |
|||||
фамилия, |
Уровень образования, |
Ученаястепень,ученое |
стаж педагогической |
Основное место |
условия |
имя, |
какое образовательное |
(почетное)звание, |
(научно-педагогической) |
работы, должность |
привлечения к |
отчество |
учреждение окончил, |
квалификационная |
работы |
педагогической |
|
специальность |
категория |
деятельности |
|||
по документу |
(штатный |
||||
об образовании |
работник, |
||||
совместитель, |
|||||
иное) |
Ганшке Валентина Николаевна, |
Высшее, Дагестанский государственный университет в г.Махачкала, 2014 год |
Высшая квалификационная категория Приказ МО СК №379-лс от 26.12.2019г. |
15 лет |
МКДОУ Детский сад № 19 «Родничок», музыкальный руководитель |
Штатный работник |
-
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана для детей от 1 до 3 лет:
Вторая группа раннего возраста – занятия 1 раз в неделю по 10 мин.
Количество детей в группе: 10-15 человек.
Форма занятий: групповая.
Место проведения: музыкальный зал
-
- Содержание и методическое обеспечение программы
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
-
-
- Мы идем в зоопарк
- Мы гуляем в лесу
- Морское путешествие
- Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками
-
Партерная гимнастика.
-
-
- упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»;
- упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики)
- упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;
-
Танцевальные движения.
-
-
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- шаги на полупальцах и пятках;
- различные хлопки
- хороводы
- танцевальные движения с атрибутами (бубны, погремушки, флажки, платочки)
-
Сюжетно-образные танцы
Ритмические и образные танцы по показу: «Паучок», «Дождик», «Танец утят», «Арам-зам-зам», «Буги-вуги»,
«Тучка»
Музыкальные игры
Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию, построение в две линии, «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Зайцы-волки», «Зоопарк», «Птицы», «Машинки», «Самолеты», «Вперед 4 шага»
Итоговое занятие.
Показ пройденного материала на открытом занятии в конце первого и второго полугодия.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности и для реализации программы.
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных концертов используются также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления приобретенных навыков по программе «Ритмопластика»
Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал.
Методическое оснащение.
Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
Папка « Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии; Папка « Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;
Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
-
- Результаты реализации программы:
- Дети умеют ориентироваться в пространстве;
- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, под хлопки
- подражать педагогу в выполнении танцевальных элементов, характерные и образные движения;
- выполнять ритмические упражнения;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
-
- Перечень литературных источников.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.
- Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
- Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
- Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
- Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
- Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2014. 10.Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 2001.
- Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 2003.
- Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 2004.
- Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
- Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 2002.
-
- Перспективное тематическое планирование
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь |
Диагностика |
Беседа, анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения |
Танцевальная разминка |
Мы идем в зоопарк Упражнения с погремушками, флажками |
|
Партерная гимнастика |
Вытягивание носочков, кручение; упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка» |
|
Танцевальные движения |
Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; шаги на полупальцах и пятках; различные хлопки хороводы |
|
Сюжетно-образные танцы |
Ритмические и образные танцы по показу «Паучок», «Дождик» |
|
Музыкальные игры |
Построение в линию, «Море волнуется», «Листики», «Зайцы-волки» |
Декабрь – Январь – Февраль |
Танцевальная разминка |
Мы гуляем в лесу Упражнения с погремушками, флажками, султанчиками |
Партерная гимнастика |
Вытягивание носочков, кручение; упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка», «полумостик» |
|
Танцевальные движения |
ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; шаги на полупальцах и пятках; различные хлопки; хороводы; танцевальные движения с погремушками, платочками |
|
Сюжетно-образные танцы |
Пройденный танцы и новый танцы по показу: «Танец утят», «Арам-зам-зам» |
|
Музыкальные игры |
Пройденные по желанию и новые - построение в круг, «Птицы», «Снежинки», «Кошки- мышки», «Машина», «Самолеты» |
|
Март – Апрель - Май |
Танцевальная разминка |
Морское путешествие Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками |
Партерная гимнастика |
Упражнения для стоп; упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко» |
|
Танцевальные движения |
ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; различные хлопки; хороводы; танцевальные движения с бубнами, флажками |
|
Сюжетно-образные танцы |
Пройденные танцы и новые танцы по показу: «Буги-вуги», «Тучка» |
|
Музыкальные игры |
Пройденные по желанию и новые - построение в две линии, «Зоопарк», «Вперед 4 шага» |
|
Отчетный концерт |
Сценарий по пройденному материалу |
-
- Календарно-тематический план.
сентябрь
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Марш и бег» муз Р. Рустамова |
Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега. Ходить и бегать за воспитателем стайкой. |
Физическое развитие Художественно- эстетическое |
развитие |
|||
Слушание |
«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель |
Побуждать детей слушать мелодию веселого, подвижного характера, откликаться на музыку веселую, плясовую. |
Познавательное развитие Речевое развитие |
Пение |
«Водичка» муз. Е. Тиличеевой, сл. А.Шибицкой |
Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. |
Социально- коммуникативное развитие Речевое развитие |
|
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Да-да-да» муз. Е.Тиличеевой |
Продолжать развивать умение детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием. |
Физическое развитие Художественно- |
эстетическое развитие |
|||
Слушание |
«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель |
Продолжать развивать у детей музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера; учить различать динамику( тихое и громкое звучание). |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Водичка» муз. Е. Тиличеевой, сл. А.Шибицкой |
Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. Формировать навыки коллективного пения. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова |
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. |
Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие |
Слушание |
Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); |
Развивать умение детей слушать музыку контрастного характера |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Колыбельная» муз М. Красева, сл. М Чарной |
Продолжать вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
октябрь
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Бубен» рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера |
Развивать умение детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы. |
Физическое развитие Художественно- |
эстетическое развитие |
|||
Слушание |
«Вальс собачек» муз. А. Артоболевской |
Упражнять в умении воспринимать и определять весёлые и грустные произведения; |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Гули» муз. С Железнова |
Продолжать упражнять в формировании навыков пения без напряжения, без крика. Воспитывать любовь к пению. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
ноябрь
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Медведь» муз. Е.Тиличеевой |
Продолжать добиваться свободных, естественных движений рук, высокого подъема ног. Развивать внимание детей. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Курочки и цыплята» муз Е.Тиличеевой |
Приобщать детей к слушанию простых песен. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Машенька – Маша» рус. нар. мелодия, обр. В.Герчик, сл. М.Невельштейн. |
Побуждать малышей включаться в исполнение песен, повторять нараспев последние слова каждого куплета. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Декабрь
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические |
«Идет мишка» муз. В. Ребикова |
Упражнять в умении детей ритмично ходить, выполнять образные движения; Воспитывать чувство |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
движения |
ритма. |
||
Слушание |
«Зима» муз. М.Красева |
Побуждать детей слушать песню, понимать ее содержание, эмоционально откликаться на их характер, настроение. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Елка» Т. Попатенко |
Закреплять умения допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне; |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
Пляска «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О.Высотской |
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Зима» муз. М.Красева |
Упражнять детей в умении слушать песню, понимать ее содержание, эмоционально откликаться на их характер, настроение. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Елка» Т. Попатенко |
Продолжать закреплять умения допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне; |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Январь
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Идёт мишка» муз. В. Ребикова |
Упражнять в умении передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Марш» муз. С.Прокофьева |
Побуждать детей рассказывать о музыке, передавать свои впечатления, воспитывать уважение к своим товарищам |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Воробей» рус. нар. мелодия |
Приучать детей начинать пение после вступления, хорошо пропевать гласные, брать короткое дыхание между фразами;Развивать умение петь. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Вот как пляшем» белорус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова |
Развивать способность детей воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, топать, выполнять «пружинки»). |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Вальс» муз. А.Гречанинова |
Воспитывать стойкий интерес к классической музыке. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Едет паровоз» муз. С.Железнова |
Развивать навыки точного интонирования несложных песен; приучать к слитному пению, без крика; |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Февраль
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Зайчики и лисичка» муз. Б.Финоровского |
Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, менять свои движения с изменением характера музыки. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Спортивный марш» муз. И.Дунаевского |
Побуждать малышей слушать песни бодрого характера, понимать и эмоционально реагировать на их содержание. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Баю-бай» муз. С.Железнова |
Вызвать активность детей при подпевании. Развивать навыки точного интонирования. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Солнышко сияет» сл. и муз. М.Чарной |
Передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, начинать и заканчивать движения с музыкой; |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Спортивный марш» муз. И.Дунаевского |
Определять весёлый и грустный характер музыки; Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера; |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Баю-бай» муз. С.Железнова |
Вызвать активность детей при подпевании. Развивать навыки точного интонирования. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Март
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Зайка» муз. Е.Тиличеевой |
Продолжать развивать умение передавать танцевальный характер музыки, выполнять движения по тексту. Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Материнские ласки» муз. А.Гречанинова |
Продолжать воспитывать умение внимательно слушать песню, понимать содержание. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Машенька – Маша» рус. нар. мелодия,обр.В.Герчик |
Развивать умение подпевать фразы в песне, подражая протяжному пению взрослого. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические |
«Догонялки» муз. Н.Александровой, |
Формировать привычку свободно двигаться по залу; развивать умения передавать образы персонажей, |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
движения |
сл. Т.Бабаджан |
различать громкое и тихое звучание. |
|
Слушание |
«Материнские ласки» муз. А.Гречанинова |
Упражнять в умении слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; различать низкое и высокое звучание. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Машенька – Ма- ша» рус. нар. мело-дия, обр. В.Герчик |
Продолжать развивать отзывчивость на музыку различного характера; учить высказываться о характере музыки, узнавать знакомые произведения по вступлению. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Апрель
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова |
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Идёт бычок» муз. Э.Елисеевой- Шмидт |
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного характера. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Колыбельная» муз. М.Красева, сл. М.Чарной |
Упражнять детей в умении петь протяжно с педагогом, правильно интонируя простейшие мелодии. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические |
«Барабан» муз. Г Фрида |
Закреплять навыки выполнения движений; продолжать учить свободно ориентироваться в |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
движения |
пространстве. |
||
Слушание |
«Идёт бычок» муз. Э.Елисеевой- Шмидт |
Развивать умение определять весёлый и грустный характер музыки; воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера; |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Колыбельная» муз. М.Красева, сл. М.Чарной |
Упражнять детей в умении петь без крика в умеренном темпе, спокойно; расширять певческий диапазон. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Май
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
«Идёт мишка» муз. В.Ребикова |
Упражнять в умении передавать танцевальный характер музыки, выполнять движения по тексту, различать громкое и тихое звучание. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Слушание |
«Жалоба» муз. А.Гречанинова |
Продолжать развивать умение определять весёлый и грустный характер музыки; воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Сорока» муз. С.Железнова |
Развивать навыки точного интонирования несложных песен; приучать к слитному пению, без крика; |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
Вид деятельности |
Название произведения |
Программное содержание |
Интеграция образовательных областей |
Музыкально- ритмические движения |
Пляска «Вот как хорошо» муз. Т. Попатенко, сл. |
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми. |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
О.Высотской |
|||
Слушание |
«Жалоба» муз. А.Гречанинова |
Упражнять детей в умении слушать песню, понимать ее содержание, эмоционально откликаться на их характер, настроение. |
Фонограмма mp3 Иллюстрация |
Пение |
«Сорока» муз. С.Железнова |
Продолжать закреплять умения допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне; |
Нотный сборник «Ранний возраст» |
-
- Мониторинг качества реализации программы
Во второй половине мая в конце каждого учебного года проводится диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Показатели качества усвоения ребенкомпрограммного материала.
Исследование развития детей в танцевально-ритмической деятельности проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей танцевально-ритмической деятельностью.
Вопросы:
-
-
- Любишь ли ты слушать музыку?
- Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?
- Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
- Какая самая любимая твоя песня? Танец?
- Поете ли вы вместе с мамой, папой?
- Танцуете ли вы с мамой, папой?
- Когда ты был последний раз в театре, на представлении? Что смотрел?
- Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?
-
Анкетирование родителей проводится с целью уточнить заинтересованность ребенка к танцевально-ритмической деятельности и выявить отношение семьи к этому роду деятельности.
Вопросы:
- Любит ли ребенок слушать музыку? Какую музыку предпочитает?
- Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
- Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
- Понимает ли он содержание песен?
- Передает ли в движении характер музыки, ритм?
- Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
- В чем это выражается?
- Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?
- Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? 10.Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?
Ответы заносятся в таблицу, опираясь на ответы детей и родителей в виде баллов, оценивающих степень заинтересованности ребенка в танцевально-ритмической деятельности:
«1» - Низкий уровень.Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности.
«2» - Средний уровень. Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность.
«3» - Высокий уровень.Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально- ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая.
Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями.
Диагностические игровые и ритмические упражнения
Выявление уровня ритмического слуха:
вторая группа раннего возраста – повторить ритм хлопками.
В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты:
- интерес ребенка к заданию;
- готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
- понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;
- владение танцевальными умениями;
- нестереотипность танцевальной импровизации.
Уровни развития танцевально-ритмических навыков.
«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень.Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень– смену движений производит с запаздыванием, движения не
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности
«1» - Низкий уровень– не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.
«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень– движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности
Группа №
Фамилия Имя ребенка |
Степень заинтересованности ребенка в танцевально- ритмической деятельности |
Уровень ритмического слуха |
Уровень артистичности и творчества в танце |
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями |
Уровень развития танцевально- ритмических навыков |
Уровень качества танцевально- ритмических движений, координации движений |
||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Н.г. – начало года К.г. – конец года
30
Результаты реализации программы:
Дети умеют ориентироваться в пространстве;
правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;
сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку; выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа; выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
-
- Перечень литературных источников.
-
-
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.
- Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
- Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
- Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
- Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
- Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
-
31
-
-
- Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2014.
- Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 2001.
- Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 2003.
- Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 2004.
- Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.
-
Уральская В.И. Рождение танца. – М.:.: Варгус, 2002.
Программа занятий
В содержание программы входит календарно-тематическое планирование с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, календарный план.
Программа рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет.
Программа рассчитана на 18 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в две недели (2 раза в месяц). С целью сохранения здоровья, и, исходя из программных требований. Продолжительность занятия соответствует возрасту детей: вторая группа раннего возраста– 10 мин. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май). В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»