Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок "Искорка"

 .

Содержание

  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка............................................................... 2

Нормативно-правовая основа дополнительной образовательной программы Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Практическая значимость программы. Цели и задачи программы .Принципы и методические приемы построения и реализации программы

    1. Возрастные особенности дошкольников................................... 7
    2. Планируемые результаты освоения программы....................... 7

  1. Содержательный раздел

    1. Связь с другими образовательными областями

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие», «Социализация»,

«Безопасность»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»…................................................................. 8

    1. Формы, способы, методы и средства реализации программы. 9
    2. Взаимодействие с родителями................................................... 9
  1. Организационный раздел
    1. Материально-техническое обеспечение программы............... 10
    2. Кадровые условия реализации программы….......................... 11
    3. Учебно-тематический план..................................................... 11
    4. Содержание и методическое обеспечение программы.......... 12
    5. Результат реализации программы…....................................... 13
    6. Перечень литературных источников...................................... 14
    7. Перспективноетематическое планирование........................... 15
    8. Календарно-тематический план.............................................. 16

Целевой раздел

    1. Пояснительная записка.

В настоящее время музыкальное воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по музыкально – ритмическому воспитанию, но специализированной программы по оказанию дополнительных услуг в рамках развития музыкально – ритмических способностей детей дошкольного возраста, к сожалению, нет. Поэтому, возникла необходимость в ее создании.

Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он и развивает, и развлекает ребят. Плавные, спокойные, быстрые, ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. В программе сохранена одна из проблем нашего времени, а именно, музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством применения ритмических композиций.

Нормативно-правовая основа дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Искорка» разработан в соответствии парциальной программой «В мире музыкальной драматургии» Т. Ф. Кореневой, а также нормативно-правовых документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
  • Образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской   Федерации   от   17.10.2013   №   1155   «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

-Уставом МКДОУ «Детский сад №19 «Родничок», утвержденного постановлением администрации Левокумского муниципального округа от 24.12.2020г. № 46.

В содержание программы входит календарно-тематическое планирование с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, календарный план.

Программа   рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности                               детей раннего дошкольного возраста                 от 1 года до 3 лет.

Программа   рассчитана на 18 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в две недели (2 раза в месяц). С целью сохранения здоровья, и, исходя из программных требований. Продолжительность занятия соответствует возрасту детей: вторая группа раннего возраста– 10 мин. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май). В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец.

В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры. В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической                                                                                                   направленности кружка «Искорка» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы Цель приобщить детей к танцевальному искусству.

Задачи:

-научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства;

-Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;

-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность;

-научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;

-развивать музыкальные и физические данных детей, образное мышление, фантазию и память;

  • формировать творческую активность и развитие интереса к танцевальному искусству;

-воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в паре.

Отличительные особенности программы:

большое количество игровых упражнений, которые придают занятиям увлекательную форму, дают простор творческой фантазии для детей.

Принципы:

  1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим –определение посильных для него заданий. Определенная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и в выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увлечении объема и интенсивности нагрузок.
  3. Принцип систематичности – один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
  4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе.
  5. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
  6. Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

    1. Возрастные особенности дошкольников

Детям 1-3 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и

выполнении однотипных движений. Движения этих детей недостаточно согласованы, им трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения по показу.

В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр и использовать различные образы в показе упражнений

Поэтому приоритетными задачами становятся развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется на занятиях и в процессе культурно-досуговой деятельности, а также в повседневной жизни.

Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. В процессе игры дети знакомятся с окружающим, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

    1. Планируемые результаты освоения программы

    • овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
    • овладение выразительностью и красотой движения;
    • овладение чувством ритма;
    • возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;
    • укрепление иммунной системы организма;
    • укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;
    • развитие правильной осанки.

  1. Содержательный раздел

    1. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

      • «Социально-коммуникативное развитие» «Социализация» «Безопасность» Формирование представления о танце как художественной деятельности, виде искусства; Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно образовательной деятельности по хореографии
      • «Познавательное развитие» Расширение кругозора детей в области о хореографического искусства; воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, формирование целостной картины мира в сфере искусства танца, развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
      • «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии ; выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора.
      • «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепления результатов восприятия музыки через движение и пластику. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование танца с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
      • «Физическое развитие» Развитие физических качеств для хореографической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.

    1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Музыкальная разминка.

Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например,

«идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Ритмическая гимнастика.

Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

Танцевальные движения.

Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки.

Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.

    1. Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о хореографическом

кружке «Ритмическая мозаика»

сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель

Родительские собрания по ознакомлению

родителей с работой хореографического кружка цели и задачи, форма одежды

октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель

Распространение информационных материалов:

В течение года

Музыкальный руководитель,

папка- передвижка «Родительский вестник:», памятки, буклеты

Педагогическая беседа. Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи

воспитатель

Консультации в рамка консультационного

пункта

В течение года

Музыкальный руководитель

Оказание информационной поддержки родителям

и заинтересованность в проявлении таланта детей

В течение года

Музыкальный руководитель

Семинар – практикум «Ритмические игры»

февраль

Музыкальный руководитель

Семейная гостиная Знакомство родителей с разноплановыми хореографическими композициями, расширение представлений о хореографии, как о виде искусства и ее связи с

окружающей их жизнью

март

Музыкальный руководитель, воспитатель

Дни добрых дел. Привлекать родителей к

изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам

март

Музыкальный руководитель, воспитатель

Вовлечение родителями ребенка в процесс музицирования для развития ритмических способностей детей. Поощрение движений под

музыку в семье (домашний концерт, оркестр ) .

апрель

Музыкальный руководитель, воспитатель, родители

Отчетный концерт хореографического кружка

«Ритмическая мозаика»

май

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, родители

  1. Организационный раздел
    1. Материально-техническое обеспечение программы
  • Занятия проводятся в музыкальном зале. Помещение должно быть проветрено, хорошо освещено. Материал: музыкальный центр (МР-3 проигрыватель)
  • компакт-диски, съемные цифровые носители (флеш-карта) с аудиозаписями;
  • декорации (для проведения сюжетных занятий);
  • костюмы;
  • отличительные знаки, эмблемы, жетоны;
  • грамоты, значки, медали (для подведения итогов занятий и награждения);
  • атрибуты: кегли, обручи, мячи разных размеров, скакалки, платочки, шарфики, косынки, шуршунчики.

    1. Кадровые условия реализации Программы

Руководителем дополнительной образовательной программы художественно- эстетического направления для детей дошкольного возраста назначена музыкальный руководитель Ганшке Валентина Николаевна

Характеристика педагогических работников

фамилия,

Уровень образования,

Ученаястепень,ученое

стаж педагогической

Основное место

условия

имя,

какое образовательное

(почетное)звание,

(научно-педагогической)

работы, должность

привлечения к

отчество

учреждение окончил,

квалификационная

работы

педагогической

специальность

категория

деятельности

по документу

(штатный

об образовании

работник,

совместитель,

иное)

Ганшке Валентина Николаевна,

Высшее, Дагестанский государственный университет в г.Махачкала, 2014 год

Высшая квалификационная категория

Приказ МО СК

№379-лс от 26.12.2019г.

15 лет

МКДОУ Детский сад № 19

«Родничок», музыкальный руководитель

Штатный работник

    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана для детей от 1 до 3 лет:

Вторая группа раннего возраста – занятия 1 раз в неделю по 10 мин.

Количество детей в группе: 10-15 человек.

Форма занятий: групповая.

Место проведения: музыкальный зал

    1. Содержание и методическое обеспечение программы

Содержание программы.

Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.

      • Мы идем в зоопарк
      • Мы гуляем в лесу
      • Морское путешествие
      • Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками

Партерная гимнастика.

      • упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»;
      • упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики)
      • упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;

Танцевальные движения.

      • ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
      • шаги на полупальцах и пятках;
      • различные хлопки
      • хороводы
      • танцевальные движения с атрибутами (бубны, погремушки, флажки, платочки)

Сюжетно-образные танцы

Ритмические и образные танцы по показу: «Паучок», «Дождик», «Танец утят», «Арам-зам-зам», «Буги-вуги»,

«Тучка»

Музыкальные игры

Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию, построение в две линии, «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Зайцы-волки», «Зоопарк», «Птицы», «Машинки», «Самолеты», «Вперед 4 шага»

Итоговое занятие.

Показ пройденного материала на открытом занятии в конце первого и второго полугодия.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности и для реализации программы.

На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных концертов используются также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления приобретенных навыков по программе «Ритмопластика»

Технические средства

Музыкальный центр, аудио материал.

Методическое оснащение.

Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;

Папка « Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии; Папка « Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;

Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;

Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;

    1. Результаты реализации программы:

  • Дети умеют ориентироваться в пространстве;
  • правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, под хлопки
  • подражать педагогу в выполнении танцевальных элементов, характерные и образные движения;
  • выполнять ритмические упражнения;
  • различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;
  • выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

    1. Перечень литературных источников.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.
  3. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003
  4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
  5. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
  6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
  1. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
  2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
  3. Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2014. 10.Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 2001.
  1. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 2003.
  2. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 2004.
  3. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
  4. Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 2002.

    1. Перспективное тематическое планирование

Сентябрь – Октябрь - Ноябрь

Диагностика

Беседа, анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения

Танцевальная разминка

Мы идем в зоопарк

Упражнения с погремушками, флажками

Партерная гимнастика

Вытягивание носочков, кручение;

упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка»

Танцевальные движения

Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; шаги на полупальцах и пятках;

различные хлопки

хороводы

Сюжетно-образные танцы

Ритмические и образные танцы по показу «Паучок», «Дождик»

Музыкальные игры

Построение в линию, «Море волнуется», «Листики», «Зайцы-волки»

Декабрь – Январь – Февраль

Танцевальная разминка

Мы гуляем в лесу

Упражнения с погремушками, флажками, султанчиками

Партерная гимнастика

Вытягивание носочков, кручение; упражнения для развития гибкости: «сундучок»,

«книжка», «бабочка», «полумостик»

Танцевальные движения

ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; шаги на полупальцах и пятках; различные хлопки; хороводы; танцевальные движения с погремушками, платочками

Сюжетно-образные танцы

Пройденный танцы и новый танцы по показу: «Танец утят», «Арам-зам-зам»

Музыкальные игры

Пройденные по желанию и новые - построение в круг, «Птицы», «Снежинки», «Кошки- мышки», «Машина», «Самолеты»

Март – Апрель - Май

Танцевальная разминка

Морское путешествие

Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками

Партерная гимнастика

Упражнения для стоп;

упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка», «лодочка»,

«колечко»

Танцевальные движения

ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; различные хлопки; хороводы; танцевальные движения с бубнами, флажками

Сюжетно-образные танцы

Пройденные танцы и новые танцы по показу: «Буги-вуги», «Тучка»

Музыкальные игры

Пройденные по желанию и новые - построение в две линии, «Зоопарк», «Вперед 4 шага»

Отчетный концерт

Сценарий по пройденному материалу

    1. Календарно-тематический план.

сентябрь

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Марш и бег» муз Р. Рустамова

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега. Ходить и бегать за воспитателем стайкой.

Физическое развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Слушание

«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.

Френкель

Побуждать детей слушать мелодию веселого, подвижного характера, откликаться на музыку веселую,

плясовую.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Пение

«Водичка» муз. Е. Тиличеевой, сл.

А.Шибицкой

Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.

Социально- коммуникативное развитие

Речевое развитие

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция

образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Марш и бег» муз Р. Рустамова

Продолжать побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега. Ходить и бегать за воспитателем стайкой.

Физическое развитие Художественно- эстетическое

развитие

Слушание

«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель

Побуждать детей слушать мелодию веселого, подвижного характера, откликаться на музыку веселую, плясовую.

Физическое развитие Художественно- Эстетическоеразвитие

Пение

«Водичка» муз. Е. Тиличеевой, сл.

А.Шибицкой

Продолжать приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические

движения

«Да-да-да»

муз. Е.Тиличеевой

Продолжать развивать умение детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её

окончанием.

Физическое развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Слушание

«Лошадка» муз. Е.

Тиличеевой, сл. Н. Френкель

Продолжать развивать у детей музыкальное

восприятие, отзывчивость на музыку разного характера; учить различать динамику( тихое и громкое звучание).

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Водичка» муз. Е. Тиличеевой, сл.

А.Шибицкой

Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.

Формировать навыки коллективного пения.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция

образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан.

Александрова

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Физическое развитие Художественно-

эстетическое развитие

Слушание

Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа

(фрагмент);

Развивать умение детей слушать музыку контрастного характера

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Колыбельная» муз М. Красева,

сл. М Чарной

Продолжать вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно

вслушиваться в песню.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

октябрь

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных

областей

Музыкально- ритмические

движения

«Бубен» рус. нар. мелодия, обр. М.

Раухвергера

Развивать умение детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать

детей передавать игровые образы.

Физическое развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Слушание

«Вальс собачек»

муз. А. Артоболевской

Упражнять в умении воспринимать и определять весёлые и грустные произведения;

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Гули»

муз. С Железнова

Продолжать упражнять в формировании навыков пения без напряжения, без крика. Воспитывать любовь

к пению.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

ноябрь

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция

образовательных областей

Музыкально- ритмические

движения

«Медведь» муз. Е.Тиличеевой

Продолжать добиваться свободных, естественных движений рук, высокого подъема ног. Развивать

внимание детей.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Курочки и цыплята» муз Е.Тиличеевой

Приобщать детей к слушанию простых песен.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Машенька – Маша» рус. нар. мелодия, обр.

В.Герчик, сл. М.Невельштейн.

Побуждать малышей включаться в исполнение песен, повторять нараспев последние слова каждого куплета.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Декабрь

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально-

ритмические

«Идет мишка»

муз. В. Ребикова

Упражнять в умении детей ритмично ходить,

выполнять образные движения; Воспитывать чувство

Нотный сборник

«Ранний возраст»

движения

ритма.

Слушание

«Зима» муз. М.Красева

Побуждать детей слушать песню, понимать ее содержание, эмоционально откликаться на их характер,

настроение.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Елка» Т.

Попатенко

Закреплять умения допевать за взрослыми

повторяющиеся фразы в песне;

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

Пляска «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл.

О.Высотской

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Зима» муз. М.Красева

Упражнять детей в умении слушать песню, понимать ее содержание, эмоционально откликаться на их

характер, настроение.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Елка» Т.

Попатенко

Продолжать закреплять умения допевать за взрослыми

повторяющиеся фразы в песне;

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Январь

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Идёт мишка» муз. В. Ребикова

Упражнять в умении передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Марш» муз. С.Прокофьева

Побуждать детей рассказывать о музыке, передавать свои впечатления,

воспитывать уважение к своим товарищам

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Воробей» рус. нар. мелодия

Приучать детей начинать пение после вступления, хорошо пропевать гласные, брать короткое дыхание

между фразами;Развивать умение петь.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Вот как пляшем» белорус. нар. мелодия, обр. Р.

Рустамова

Развивать способность детей воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, топать, выполнять «пружинки»).

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Вальс» муз.

А.Гречанинова

Воспитывать стойкий интерес к классической музыке.

Фонограмма mp3

Иллюстрация

Пение

«Едет паровоз» муз. С.Железнова

Развивать навыки точного интонирования несложных песен;

приучать к слитному пению, без крика;

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Февраль

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Зайчики и лисичка» муз. Б.Финоровского

Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание. Учить детей начинать движение с началом музыки и

заканчивать с ее окончанием, менять свои движения с изменением характера музыки.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Спортивный марш» муз.

И.Дунаевского

Побуждать малышей слушать песни бодрого характера, понимать и эмоционально реагировать на их

содержание.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Баю-бай» муз.

С.Железнова

Вызвать активность детей при подпевании.

Развивать навыки точного интонирования.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных

областей

Музыкально-

ритмические движения

«Солнышко

сияет» сл. и муз. М.Чарной

Передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, начинать и заканчивать движения с музыкой;

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Спортивный марш» муз.

И.Дунаевского

Определять весёлый и грустный характер музыки; Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера;

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Баю-бай» муз.

С.Железнова

Вызвать активность детей при подпевании.

Развивать навыки точного интонирования.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Март

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных

областей

Музыкально- ритмические движения

«Зайка» муз. Е.Тиличеевой

Продолжать развивать умение передавать танцевальный характер музыки, выполнять движения по тексту. Побуждать детей принимать

активное участие в игровой ситуации.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Материнские ласки»

муз. А.Гречанинова

Продолжать воспитывать умение внимательно

слушать песню, понимать содержание.

Фонограмма mp3

Иллюстрация

Пение

«Машенька – Маша»

рус. нар. мелодия,обр.В.Герчик

Развивать умение подпевать фразы в песне, подражая протяжному пению взрослого.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально-

ритмические

«Догонялки» муз.

Н.Александровой,

Формировать привычку свободно двигаться по залу;

развивать умения передавать образы персонажей,

Нотный сборник

«Ранний возраст»

движения

сл. Т.Бабаджан

различать громкое и тихое звучание.

Слушание

«Материнские ласки» муз.

А.Гречанинова

Упражнять в умении слушать не только контрастные

произведения, но и пьесы изобразительного характера; различать низкое и высокое звучание.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Машенька – Ма- ша» рус. нар. мело-дия, обр.

В.Герчик

Продолжать развивать отзывчивость на музыку различного характера; учить высказываться о характере

музыки, узнавать знакомые произведения по вступлению.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Апрель

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально- ритмические движения

«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан.

Александрова

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Идёт бычок» муз.

Э.Елисеевой- Шмидт

Приобщать детей к слушанию песен изобразительного характера.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Колыбельная»

муз. М.Красева, сл. М.Чарной

Упражнять детей в умении петь протяжно с педагогом, правильно интонируя простейшие мелодии.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально-

ритмические

«Барабан»

муз. Г Фрида

Закреплять навыки выполнения движений;

продолжать учить свободно ориентироваться в

Нотный сборник

«Ранний возраст»

движения

пространстве.

Слушание

«Идёт бычок» муз.

Э.Елисеевой- Шмидт

Развивать умение определять весёлый и грустный характер музыки;

воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера;

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Колыбельная» муз. М.Красева,

сл. М.Чарной

Упражнять детей в умении петь без крика в умеренном темпе, спокойно;

расширять певческий диапазон.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Май

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Музыкально-

ритмические движения

«Идёт мишка» муз. В.Ребикова

Упражнять в умении передавать танцевальный

характер музыки, выполнять движения по тексту, различать громкое и тихое звучание.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Слушание

«Жалоба» муз. А.Гречанинова

Продолжать развивать умение определять весёлый и грустный характер музыки;

воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Сорока» муз. С.Железнова

Развивать навыки точного интонирования несложных песен;

приучать к слитному пению, без крика;

Нотный сборник

«Ранний возраст»

Вид деятельности

Название произведения

Программное содержание

Интеграция

образовательных областей

Музыкально- ритмические

движения

Пляска «Вот как хорошо» муз. Т.

Попатенко, сл.

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми.

Нотный сборник

«Ранний возраст»

О.Высотской

Слушание

«Жалоба» муз. А.Гречанинова

Упражнять детей в умении слушать песню, понимать ее содержание, эмоционально откликаться на их

характер, настроение.

Фонограмма mp3 Иллюстрация

Пение

«Сорока» муз. С.Железнова

Продолжать закреплять умения допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне;

Нотный сборник

«Ранний возраст»

    1. Мониторинг качества реализации программы

Во второй половине мая в конце каждого учебного года проводится диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Показатели качества усвоения ребенкомпрограммного материала.

Исследование развития детей в танцевально-ритмической деятельности проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Беседа   с    детьми   проводится    с    целью    выявить               степень         заинтересованности         детей               танцевально-ритмической деятельностью.

Вопросы:

      1. Любишь ли ты слушать музыку?
      2. Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?
      3. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
      4. Какая самая любимая твоя песня? Танец?
      5. Поете ли вы вместе с мамой, папой?
      6. Танцуете ли вы с мамой, папой?
      7. Когда ты был последний раз в театре, на представлении? Что смотрел?
      8. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?

Анкетирование родителей проводится с целью уточнить заинтересованность ребенка к танцевально-ритмической деятельности и выявить отношение семьи к этому роду деятельности.

Вопросы:

  1. Любит ли ребенок слушать музыку? Какую музыку предпочитает?
  2. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
  3. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
  4. Понимает ли он содержание песен?
  5. Передает ли в движении характер музыки, ритм?
  6. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
  7. В чем это выражается?
  8. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?
  9. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? 10.Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?

Ответы   заносятся   в   таблицу,   опираясь   на   ответы               детей          и   родителей в                виде               баллов,       оценивающих                  степень заинтересованности ребенка в танцевально-ритмической деятельности:

«1» - Низкий уровень.Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности.

«2» - Средний уровень. Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность.

«3» - Высокий уровень.Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально- ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая.

Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями.

Диагностические игровые и ритмические упражнения

Выявление уровня ритмического слуха:

вторая группа раннего возраста – повторить ритм хлопками.

В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты:

  • интерес ребенка к заданию;
  • готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
  • понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;
  • владение танцевальными умениями;
  • нестереотипность танцевальной импровизации.

Уровни развития танцевально-ритмических навыков.

«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения.

«2» - Средний уровень.Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.

«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.

Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

«1» - Низкий уровень– смену движений производит с запаздыванием, движения не

«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;

Уровень ритмического слуха

«1» - Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности

«1» - Низкий уровень– не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или

придумывает свои; движения выразительны;

Уровень артистичности и творчества в танце

«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.

«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

Уровень артистичности и творчества в танце

«1» - Низкий уровень– движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности

Группа №

Фамилия Имя ребенка

Степень заинтересованности ребенка в танцевально- ритмической

деятельности

Уровень ритмического слуха

Уровень артистичности и творчества в танце

Соответствие

движений характеру музыки с контрастными частями

Уровень развития танцевально- ритмических навыков

Уровень качества танцевально- ритмических движений, координации

движений

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г. – начало года К.г. – конец года

30

Результаты реализации программы:

Дети умеют ориентироваться в пространстве;

правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку; выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа; выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

    1. Перечень литературных источников.

      1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
      2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.
      3. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003
      4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
      5. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
      6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
      7. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
      8. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
      9. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.

31

      1. Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2014.
      2. Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
      3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 2001.
      4. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 2003.
      5. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 2004.
      6. Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.

Уральская В.И. Рождение танца. – М.:.: Варгус, 2002.

Программа занятий

В содержание программы входит календарно-тематическое планирование с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, календарный план.

Программа   рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности                               детей раннего дошкольного возраста                 от 1 года до 3 лет.

Программа   рассчитана на 18 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в две недели (2 раза в месяц). С целью сохранения здоровья, и, исходя из программных требований. Продолжительность занятия соответствует возрасту детей: вторая группа раннего возраста– 10 мин. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май). В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie